Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки.

Возникновение коклюшечного кружева связано с появление булавок, без применения которых выполнение кружева не возможно. Булавки достаточно широко стали известны только с середины XVI века.

Легкое, нарядное, нежное, волшебное, белое, льняное, разноцветное… кружево. Коклюшки, крючок, спицы, иголка, филейный челнок, челнок фриволите и умелые руки, которые украшают маленькие платочки, плетут воротнички, скатерти и многое другое.

На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие кружево символ чего металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.

В 12 веке мастерицы кружевоплетения в России создали самобытное направление, вошедшее в историю культуры под названием «русское кружево». К началу 19 века сложилось 17 основных центров кружевоплетения. В каждом - свои оригинальные и разнообразные узоры, связанные с местными обычаями и обрядами. В конце 19 века мастерские Вологодской земской управы открыли кустарный склад в Лондоне. Кружево экспортировалось во многие страны мира, даже в Южную Америку и Японию. Линии орнамента вологодского кружева плавны, текучи, мягко изгибаются.

С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

Для плетения кружев необходима подушка - туго набитый валик, стоящий перед мастерицей на деревянной подставке. Процесс создания кружева начинается с изготовления «сколка» - рисунка на бумаге, который затем прикалывают на подушку. Кроме линий узора на сколке видно множество точек, куда втыкаются булавки.

От булавок тянутся нити, навитые на деревянные палочки - коклюшки - главный рабочий инструмент кружевницы. Плетение тонких, нарядных коклюшечных кружев - работа непростая, требующая терпения и желания, соответствующих инструментов и навыков. Выполненная работа приносит мастерице большое удовлетворение и много радости всем окружающим.

Основным материалом для плетения кружева в XVII веке были так называемые пряденое золото и серебро, то есть шелковая нить, обмотанная тончайшей проволочкой драгоценного металла – «волочейкой».

Вплоть до XVIII века кружево было признаком роскоши и богатства и употреблялось в основном для украшения царской, боярской и церковной одежды, часто в сочетании с золотым шитьем.

Постепенно новые украшения переходили в среду горожан в Петербурге, Москве и других городах страны, а затем коклюшечное кружево получило распространение в народной одежде.

Русское кружево снискало мировую известность. Многие художники – авторы кружевных произведений являются лауреатами не только Российских, но и международных выставок, а вологодское кружево стало символом русского кружева.


Источник: http://www.narodko.ru/article/ornament/lacy/koklu6e4noe_krugevo.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Символом чего является желтый цвет? samoeinteresnoe Крем кондитерский пошагово

Кружево символ чего Кружево символ чего Кружево символ чего Кружево символ чего Кружево символ чего Кружево символ чего Кружево символ чего Кружево символ чего