Почему ребенок не ест? Слишком много ест? Ест не то, что мы хотим? Должны ли десерты и жир входить в детское меню? И как мастер класс бронникова остановить «битву» отцов и детей за обеденным столом? В Почему мой ребенок не ест то, что он должен есть и ест то, чего не должен? — так можно сформулировать самый популярный общий запрос родителей к психологам, работающим с пищевым поведением.

Когда у нас рождается долгожданный младенец, нам хочется дать ему самое лучшее из возможного во всех отношениях, и конечно, в питании тоже. Мы готовим здоровые и сбалансированные блюда, которые дитя с отвращением отвергает. Гоняемся за органическими фермерскими овощами, заканчивающими свой славный путь в мусорном ведре, а не желудке любимого чада. И рьяно оберегаем его от конфет и пирожных, как от самых заклятых и опасных врагов. В итоге наши отношения с детьми вокруг еды становятся непрерывной войной с использованием подкупа, шантажа и мелкой торговли.

«Можно мне конфету?
Только через мой суп!»

Каковы же итоги этой самой ожесточенной из битв? Дети отказываются от все большего количества блюд. С недоверием и настороженностью относятся к новой еде. Ничего, кроме шоколада и конфет, не вызывает у них пищевого энтузиазма. Они едят очень мало или, наоборот, чрезмерно много. И в любой момент, когда дети получают такую возможность, они бесконтрольно переедают сладостями. И мы вздыхаем, торгуемся за «три ложки супа», уговариваем «съешь морковку — получишь кусок пирога», пугаем «не будешь есть мясо — не вырастешь!»…

Почему так происходит и как это поправить?

Причины нарушений в детском питании.

ПИЩЕВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ.

В первую очередь, важно понимать, что ребенок ест или не ест что-то не по своему злому намерению, а потому, что мы, родители, создали ситуацию, в которой он неспособен питаться адекватно. Многочисленные исследования показали, что даже малейшее пищевое принуждение приводит к обратной реакции — дети отказываются выбирать ту еду, в отношении которой родители использовали психологическое давление. На консультации родители очень часто убежденно говорят: «Да мы его не заставляем!», подразумевая, что никто не кричит на ребенка: «немедленно съешь это!!!». Однако пищевое принуждение многолико: попытки не давать ту или иную еду или ограничивать ее количество, заставить изменить темп еды — например, есть быстрее — тоже относятся к принуждению. Американский психолог Л. Берч продемонстрировала в своих исследованиях, что даже неявное принуждение (группе детей предлагали вознаграждение, если они пробовали новый продукт — небольшую игрушку) — приводит к тому, что дети отказываются выбирать этот продукт в дальнейшем.

НЕОФОБИЯ.

Маленькие дети неофобичны — они остерегаются пробовать новую еду, и, если пытаться заставить их это сделать, они будут отвергать ее с большей настойчивостью. Неофобия — эволюционный механизм, предохранявший начавших ходить и тащить все, что попало, в рот детей в первобытном обществе от опасности отравления. Выживали только те, кто вел себя настороженно, не рвал незнакомых красных ягод с куста и не пробовал каждый грибок под елкой. Сейчас у нас есть более эффективные методы проверки безопасности продуктов, чем «если дедушка не умрет — вся семья кушать будет», но этот атавизм сохранился. Особенной пищевой настороженностью отличаются дети от 2 до 5 лет — пытаться ввести в меню новые продукты в этот период бывает мучительно сложно… да и не нужно, ибо того, что дети УЖЕ едят в этом возрасте. достаточно для их оптимального развития.

НАРУШЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Нет, я не имею в виду неблагополучные, дисфункциональные семьи — хотя и в них дети не едят хорошо. В обычных, любящих семьях мы часто видим нарушенные отношения питания. Родители не задумываются, что питание детей — разделенная ответственность, работа двух сторон, и что, выполнив свою часть, необходимо дать ребенку возможность выполнить свою, и не мешать ему это делать. В чем задача родителя? Она мало изменилась с диких пещерных времен. Добыть еду и обработать ее так, чтобы ребенок мог ее есть — то есть приготовить. В задачи современного родителя входит определить, ЧТО именно будет есть ребенок (да, это наша с вами задача — хочет ли ребенок консоме с профитролями или черной икры, меню во многом определяется бюджетом, страной проживания, культурой), КАК именно он это будет есть — за столом, вилкой и ножом, на бегу, в машине. Задача ребенка — определить, СКОЛЬКО он способен съесть и способен ли он есть вообще. Ни один человек не должен подвергаться пытке едой — есть, когда он не голоден. Наша тревога по поводу того, сколько и как едят дети, не способствуют адекватному решению детьми этих задач. Поэтому так важно приготовить еду ребенку, предложить ее — и оставить его в покое. Что должно входить в ежедневное детское меню?

ДЕСЕРТЫ Да, не падайте в обморок, дорогие родители. Пресловутые сладости и десерты являются частью обычного детского меню и ребенок должен получать доступ к ним несколько раз в день. Если у ребенка лишний вес — тем более. Задача родителей структурировать потребление сладостей (они должны входить в основные приемы пищи), а не отбирать их у ребенка, создавая у него повышенную потребность в сладком и риск переедания. Однако основу детского меню составляют, конечно, не сладости — да и никакая другая группа продуктов не может быть основой детского питания, суть которого в БАЛАНСЕ и РАЗНООБРАЗИИ.

ДВА ВИДА СЛОЖНЫХ УГЛЕВОДОВ и БЕЛОК. В каждый прием пищи дети должны, помимо десерта, получать минимум 2 вида сложных углеводов, один из которых обязательно хлеб, белок, жиры, фрукты или овощи, молочные продукты. Предвижу вопросы возмущенных родителей: если моему поставить на стол хлеб, он будет есть только хлеб! Если дочери дать пакет конфет, она съест его за один раз! Это — типичные признаки двух основных проблем, с которыми мы сталкиваемся в консультировании семей с детьми с нарушенным питанием: 1) дети недоедают в течение дня, им не хватает микро- и макроэлементов в пище, и 2) дети испытывают пищевую депривацию — ограничения. Проблема в том, что детское питание сильно отличается от взрослого. Бессмысленно ожидать от ребенка, что он будет питаться равномерно. Не будет. Дети могут несколько дней подряд есть хлеб и пасту, потом переключиться на курицу или мясо, через какое-то время отдать предпочтение помидорам и огурцам, игнорируя все остальное — это нормальная динамика детского питания. Дети потребляют весь набор важных для роста и развития элементов примерно за 7-14 дней, поэтому неравномерность питания не должна нас беспокоить.

ОВОЩИ ИЛИ ФРУКТЫ Ключевой элемент — ИЛИ. Нет, ваш ребенок никому не обязан есть овощи, любить овощи, считать их вкусными. Каждый ребенок начинает есть овощи тогда, когда он становится готов к этому. У некоторых это происходит в 2 года, у некоторых — в 5, у некоторых в 13. Дело в том, что овощи — сложная еда для детей, особенно зеленые. Они имеют резкий запах и вкус, настораживающий детей. Если ребенок соглашается есть фрукты — вас не должно беспокоить, ест ли он овощи, все необходимые витамины он получит из фруктов. Самый лучший способ научить ребенка есть овощи — есть ваши любимые овощи на виду у ребенка, готовить овощи, предлагать их и ставить на стол, но никогда не заставлять.

ЖИРЫ Если в вашей семье есть дети и вы готовите за всю семью — забудьте об обезжиренном молоке и сыре с низким содержанием жира. Жир — чрезвычайно важный элемент детского питания, обеспечивающий длительную сытость, содержащий важные элементы, дающий пище нежную, упрощающую ребенку пережевывание структуру. Поэтому заведите масленку, как в семьях наших бабушек, и научите детей есть хлеб с маслом. Научитесь готовить разные соусы и заправки для салатов и сдабривайте соусами любую «сухую» еду — отварные крупы, запеченное мясо, пасту. Ребенок, который ест сливочное масло и сметанный соус, существенно менее склонен переедать сладостями, потому что сыт.

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ Не забывайте о кальции, так необходимом детским костям и зубам — лучше всего усваивается кальций, полученный из пищи. Далеко не все дети любят творог, но многие одобрят тертый сыр в супе или салате, в макаронах или каше. Позволяйте детям выбирать те молочные продукты, которые им нравятся больше, и предлагайте их в каждый из основных приемов пищи. Структура детского питания К своему изумлению, я постоянно обнаруживаю семьи, родители в которых убеждены, что дети после 2-3 лет способны обходиться 3-4 приемами пищи в сутки. Именно так появляются дети, которые недоедают, и, как следствие, переедают «неправильной» с точки зрения родителей, то есть дающей максимально быстрый доступ к энергии, едой. Вплоть до подросткового возраста включительно ребенок, имеющий даже небольшие признаки нарушений питания должен питаться намного чаще, в соответствии с четкой структурой. Исследования, изучавшие различия в поведение подростков, худых от природы, от людей с большим весом, показали одно-единственное поведенческое отличие худых детей: их питание более структурировано. Иными словами, худые люди едят примерно в одно и то же время естественным образом, не прикладывая к этому волевых усилий. Если мы хотим, чтобы дети были сытыми, а значит, не испытывали потребности переедать сладким, их питание тоже должно быть структурированным. Три основных приема пищи в день. Три перекуса. Не более трех часов паузы между приемами пищи. «У него спортивная секция в этом время», «Через три часа как раз уроки», «Мы в это время едем на английский»… Роскошь иметь причины не есть каждые три часа могут себе позволить родители детей, питающихся адекватно и не имеющих проблем с перееданием и лишним или недостаточным весом. Если это не ваш случай — то важно приложить усилия и обеспечить ребенку возможность регулярно есть. Контейнеры с перекусами, заложить время на «забежать в кафе», поговорить с учительницей, что именно в этот момент по рекомендации специалиста ребенок должен достать из рюкзака зерновой батончик и съесть его — приходится идти на все эти меры ради того, чтобы дети смогли гармонично питаться. Адекватно питающийся ребенок эмоционально стабилен, демонстрирует успехи в учебе, спорте, внешкольных занятиях, хорошо растет и развивается и дает возможность нам чувствовать себя хорошими родителями. Обеспечить это несложно, если отринуть существующие мифы о детском питании — дети не должны в каждый прием пищи съедать первое, второе и компот, дети не должны быть лишены доступа к сладостями, дети не должны ежедневно есть овощи, дети вообще нам ничего не должны. Прекратить войны за столом — наша обязанность. Остановить пытку пищевым принуждением — гуманно и необходимо, ведь вы не заставляете есть вашу кошку, собаку, аквариумных рыб — так почему у ваших детей прав меньше, чем у гуппи?! Обеспечить детям доступ к гармоничному питанию — наша, родительская, задача. Дети возьмут из этого набора все, что им необходимо в данный момент, и используют это для своего развития наилучшим образом. Именно это и означает — выполнить свою родительскую работу хорошо.

Источник: https://intueat.ru/journal/kak-nauchit-rebenka/ Центр интуитивного питания Светланы Бронниковой


Источник: http://svetlyachok.livejournal.com/


Закрыть ... [X]

Авторизация Для куклы связать самой

Мастер класс бронникова Мастер класс бронникова Мастер класс бронникова Мастер класс бронникова Мастер класс бронникова Мастер класс бронникова Мастер класс бронникова Мастер класс бронникова